Популярные жанры в литературе в 2022 году. Что читать или написать. Своя книга

Жить надо познавательно.

На пике популярности сейчас: фантастика, фэнтези, ужасы, боевики, мистика и антиутопии.

Стабильно популярны детективы, триллеры, любовные и эротические романы, апокалипсис, постапокалиптика и попаданцы. Востребованность этих жанров не падает уже много лет.

Секрет успеха лежит на поверхности. Иногда такую литературу называют «аттракционом», ведь читатель заведомо получит сильные эмоции (при условии, что книга написана хорошо). Хоррор напугает, фэнтези унесет в другой мир, детектив будет держать в напряжении до самого конца. Быстрая и гарантированная доставка впечатлений — вот за что люди любят перечисленные жанры. Читатели ждут от любимых писателей регулярных публикаций как новых произведений, так и продолжения существующих серий.

Приятный бонус для начинающих авторов: аудитория готова открывать новые имена.

Высокий читательский интерес в последние годы вызывают ЛитРПГ, азиатское и славянское фэнтези.

ЛитРПГ — это поджанр фантастики, основанный на ролевых компьютерных играх. В таких книгах появляются вставки, которые расширяют информацию об игре, это могут быть: характеристики персонажа и инвентаря, очки урона и опыта. По сути, это игра на бумаге с соответствующими атрибутами: попаданцы, прокачка, статусы, локации.

Яркие примеры ЛитРПГ — «Файролл. Игра не ради игры» Андрея Васильева, «Играть, чтобы жить» Дмитрия Руса. Героические поступки, любовная линия, динамика, сюжет, который расширяет мир игры, — все это делает жанр ЛитРПГ популярным.

 
Азиатское и славянское фэнтези — истории, написанные в сеттинге славянского («Золотые земли» Ульяны Черкасовой, «По ту сторону реки» Марины Козинаки, Софии Авдюхиной, «Вершители» Евгении Кретовой) или азиатского («Опиумная война» Ребекки Куанг, «Алая зима» Аннетты Мари) фольклора.

Всплеск интереса к славянскому фэнтези произошел после публикации книг Марии Семеновой: («Волкодав», «Валькирия», «Братья»), а также благодаря циклу «Ведьмак» Анджея Сапковского. Популярность азиатского фэнтези можно объяснить притягательным восточным колоритом, который во многом основан на традиционной культуре и мифологии.

В жанре non-fiction наиболее востребованы книги по саморазвитию, психологии, эзотерике и ЗОЖ.

В 2020–2021 годах спрос на non-fiction в России вырос в 6 раз. У разных групп может быть своя мотивация интересоваться этим жанром.

 
Вот некоторые запросы аудитории:

• вдохновляться чужими примерами;
• перенимать опыт;
• находить советы для своего бизнеса;
• разобраться в жизненной ситуации;
• образовательная составляющая.

В последние годы non-fiction настолько популярен, что организаторы литературных мероприятий начинают проводить книжные выставки, посвященные исключительно этому жанру.

 
Популярны книги в жанре young adult.

Например, «Колизион» Марины Ясинской, «Ледяное сердце» Анны Одуваловой, «Зеркала» Марии Покусаевой и т. д. Для России это литературное направление достаточно новое, и потому вызывает острый интерес. Аудитория у книг young adult была всегда, но прежде авторы и издатели ее не выделяли в отдельную группу, не фокусировались на вопросах, волнующих «молодых взрослых». Теперь же эта ниша успешно заполняется, и, говоря рыночным языком, спрос пока превышает предложение.

 
Читательские ожидания

Аудитория ждет регулярного развлекательного контента. Если книга выкладывается частями (например, в формате Черновика), оптимальная частота появления новых глав — 1−3 раза в неделю.

В тренде — короткий формат:

• романы объемом 7−10 авторских листов;
• короткие главы и серийность (от 5 до 12 книг в цикле/серии).

Книги и главы меньше объема позволяют автору выкладывать больше новинок. А чем продуктивнее работает автор, тем активней растет его аудитория.
Читателей привлекает личный бренд автора. Писатель должен быть интересен для своей аудитории. Люди ждут от него не только новинок, но и общения, обратной связи.
Сегодняшний читатель доброжелательно относится к смешению жанров в развлекательной художественной литературе, приветствует комбинации и эксперименты.

 
Выбор площадки для публикации книги

Многие сетевые платформы фокусируются на конкретных жанрах, что не отражает ни современных тенденций, ни запросов аудитории. Как мы выяснили, люди готовы читать тексты на стыке разных жанров, если произведения хорошо исполнены писателями. Поэтому для максимального охвата лучше выбирать площадки, объединяющие разные литературные направления, а не занимающие одну нишу. Издательские сервисы ЛитРес как раз работают с разнообразием форм.

Объединение разных жанров на одной площадке — непростая и амбициозная задача, зато выгода для автора очевидна. Писатели получают доступ к широкой читательской аудитории (около 30 млн человек ежемесячно), а читатели находят подходящие книги на любой свой запрос.

Тут можно привести аналогию с запуском собственного магазина. Где лучше поставить торговую точку — рядом с многолюдным шоссе или выбрать узкий проулок? Если вас интересуют популярность вашего магазина и продажи (да, совершенно нормально зарабатывать на своем творчестве), то лучше выбирать площадку с высоким трафиком.

Еще, чтобы оставаться в тренде, стоит следить за бестселлерами и рейтингами, отзывами читателей и рецензиями книжных блогеров. Это маяки, по которым легко отслеживать популярные направления и жанры. Однако не забывайте, что нравится ваша книга должна не только читателю, но и вам. Работа исключительно на расширение аудитории и выручку может привести к быстрому выгоранию. Идеальный вариант — балансировать собственные предпочтения и вкусы аудитории.

 

 

Жить надо познавательно.

На пике популярности сейчас: фантастика, фэнтези, ужасы, боевики, мистика и антиутопии.

Стабильно популярны детективы, триллеры, любовные и эротические романы, апокалипсис, постапокалиптика и попаданцы. Востребованность этих жанров не падает уже много лет.

Секрет успеха лежит на поверхности. Иногда такую литературу называют «аттракционом», ведь читатель заведомо получит сильные эмоции (при условии, что книга написана хорошо). Хоррор напугает, фэнтези унесет в другой мир, детектив будет держать в напряжении до самого конца. Быстрая и гарантированная доставка впечатлений — вот за что люди любят перечисленные жанры. Читатели ждут от любимых писателей регулярных публикаций как новых произведений, так и продолжения существующих серий.

Приятный бонус для начинающих авторов: аудитория готова открывать новые имена.

Высокий читательский интерес в последние годы вызывают ЛитРПГ, азиатское и славянское фэнтези.

ЛитРПГ — это поджанр фантастики, основанный на ролевых компьютерных играх. В таких книгах появляются вставки, которые расширяют информацию об игре, это могут быть: характеристики персонажа и инвентаря, очки урона и опыта. По сути, это игра на бумаге с соответствующими атрибутами: попаданцы, прокачка, статусы, локации.

Яркие примеры ЛитРПГ — «Файролл. Игра не ради игры» Андрея Васильева, «Играть, чтобы жить» Дмитрия Руса. Героические поступки, любовная линия, динамика, сюжет, который расширяет мир игры, — все это делает жанр ЛитРПГ популярным.

 
Азиатское и славянское фэнтези — истории, написанные в сеттинге славянского («Золотые земли» Ульяны Черкасовой, «По ту сторону реки» Марины Козинаки, Софии Авдюхиной, «Вершители» Евгении Кретовой) или азиатского («Опиумная война» Ребекки Куанг, «Алая зима» Аннетты Мари) фольклора.

Всплеск интереса к славянскому фэнтези произошел после публикации книг Марии Семеновой: («Волкодав», «Валькирия», «Братья»), а также благодаря циклу «Ведьмак» Анджея Сапковского. Популярность азиатского фэнтези можно объяснить притягательным восточным колоритом, который во многом основан на традиционной культуре и мифологии.

В жанре non-fiction наиболее востребованы книги по саморазвитию, психологии, эзотерике и ЗОЖ.

В 2020–2021 годах спрос на non-fiction в России вырос в 6 раз. У разных групп может быть своя мотивация интересоваться этим жанром.

 
Вот некоторые запросы аудитории:

• вдохновляться чужими примерами;
• перенимать опыт;
• находить советы для своего бизнеса;
• разобраться в жизненной ситуации;
• образовательная составляющая.

В последние годы non-fiction настолько популярен, что организаторы литературных мероприятий начинают проводить книжные выставки, посвященные исключительно этому жанру.

 
Популярны книги в жанре young adult.

Например, «Колизион» Марины Ясинской, «Ледяное сердце» Анны Одуваловой, «Зеркала» Марии Покусаевой и т. д. Для России это литературное направление достаточно новое, и потому вызывает острый интерес. Аудитория у книг young adult была всегда, но прежде авторы и издатели ее не выделяли в отдельную группу, не фокусировались на вопросах, волнующих «молодых взрослых». Теперь же эта ниша успешно заполняется, и, говоря рыночным языком, спрос пока превышает предложение.

 
Читательские ожидания

Аудитория ждет регулярного развлекательного контента. Если книга выкладывается частями (например, в формате Черновика), оптимальная частота появления новых глав — 1−3 раза в неделю.

В тренде — короткий формат:

• романы объемом 7−10 авторских листов;
• короткие главы и серийность (от 5 до 12 книг в цикле/серии).

Книги и главы меньше объема позволяют автору выкладывать больше новинок. А чем продуктивнее работает автор, тем активней растет его аудитория.
Читателей привлекает личный бренд автора. Писатель должен быть интересен для своей аудитории. Люди ждут от него не только новинок, но и общения, обратной связи.
Сегодняшний читатель доброжелательно относится к смешению жанров в развлекательной художественной литературе, приветствует комбинации и эксперименты.

 
Выбор площадки для публикации книги

Многие сетевые платформы фокусируются на конкретных жанрах, что не отражает ни современных тенденций, ни запросов аудитории. Как мы выяснили, люди готовы читать тексты на стыке разных жанров, если произведения хорошо исполнены писателями. Поэтому для максимального охвата лучше выбирать площадки, объединяющие разные литературные направления, а не занимающие одну нишу. Издательские сервисы ЛитРес как раз работают с разнообразием форм.

Объединение разных жанров на одной площадке — непростая и амбициозная задача, зато выгода для автора очевидна. Писатели получают доступ к широкой читательской аудитории (около 30 млн человек ежемесячно), а читатели находят подходящие книги на любой свой запрос.

Тут можно привести аналогию с запуском собственного магазина. Где лучше поставить торговую точку — рядом с многолюдным шоссе или выбрать узкий проулок? Если вас интересуют популярность вашего магазина и продажи (да, совершенно нормально зарабатывать на своем творчестве), то лучше выбирать площадку с высоким трафиком.

Еще, чтобы оставаться в тренде, стоит следить за бестселлерами и рейтингами, отзывами читателей и рецензиями книжных блогеров. Это маяки, по которым легко отслеживать популярные направления и жанры. Однако не забывайте, что нравится ваша книга должна не только читателю, но и вам. Работа исключительно на расширение аудитории и выручку может привести к быстрому выгоранию. Идеальный вариант — балансировать собственные предпочтения и вкусы аудитории.

 

 
Справочно, для понимания тенденции:

32% электронных книг, публикуемых в России, — это самиздат.
Цифра включает как востребованные, так и не очень популярные тексты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *